?

Log in

No account? Create an account
Обычный еж

ykhats


Esprit d’Escalier

надо было сразу это сказать


Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Кто, если не Путин или еще раз о блядских школах
Обычный еж
ykhats
0Fdi_YBmYjY

В наше время многие сферы общественной жизни хороши и совершенствуются: медицина, транспортная система, налоги (без шуток). Но система образования — конкретное говно. Я учился в трёх разных гимназиях, в трёх разных городах и получил три высших образования, поэтому знаю, о чем говорю. В общественном образовании царит беспросветная безнадёга и тлен.

Но не надо думать, что это только у нас всё плохо, а у них там на западах всё лучше.
Не лучше. Система образования там накрыта той же пиздой. Только мы смотрим на неё сбоку, поэтому нам кажется, что там по-другому. Я разговаривал на эту тему с американцами и корейцами, итальянцами и немцами, испанцами и скандинавами. И все мне рассказывали об одинаковой системе с плюс-минус пара ньюансов.

Я могу написать сколько угодно страниц о причинах своей ненависти к общеобразовательным школам. Серьёзно: назовите число страниц, и я напишу. Мне достаточно включить на пять минут сериал "Школа" Гай Германики, чтобы полностью перенестись сознанием в своё детство — мне совершенно не составляет труда узнать в сериале каждый персонаж. Причем, если кто-то утверждает, что сериал показывает школьную действительность лишь в неприглядном свете, то лично мне кажется, что свет совершенно обычный. Просто его наконец зажгли, и ситуацию стало видно во всех её мерзких подробностях.

В общем, описывать все минусы нашего никчёмного образования я не буду. Подобный труд отнял бы массу времени, да и потом это уже неплохо сделал Фритц здесь, здесь, здесь, или, например, здесь. Не буду повторяться. Для интересующихся вот еще небольшой, но хороший набор постов на тему.

Мне хочется подробнее остановиться немного на других аспектах.

Стивен Кинг в своей книге «Как писать книги. Мемуары о ремесле», рассказывая про своё детство, пишет:




«Плохо, конечно, но что вообще в школе хорошего? Когда нас туда швыряют как заложников в турецкую баню, школа кажется нам самым важным делом на свете. Только после третьего или четвертого класса мы начинаем понимать, какой это вообще идиотизм от начала и до конца.»




И мэтр абсолютно прав. Просто поразительно то остервенение, с которым орава старпёров учителей, родителей, родственников и прочих всяких тётечек-знакомых вкручивает год за годом каждому новому поколению детей хуй в ухо и вдалбливает эту пиздецовую невъебенную важность школьного образования.

Помню, когда принёс свою первую тройку в четверти — это была трагедия вселенского масштаба. Мама вела себя так, словно сын её пошел по наклонной и еще не стал наркоманом только потому, что в шестом классе. Или стал? «Ян, ты ведь не принимаешь наркотики? И мне реально тогда показалось, что всё пиздец. Что я на что не годен. Что важнее аттестата в мире ничего не существует. Настолько сильно они навязали моему неокрепшему детскому мозгу важность умения решать квадратные уравнения. Зачем, зачем, зачем родители это делают со своими детьми? Почему?

Снимок экрана 2014-01-18 в 1.58.29

Ответ, впрочем, очевиден: у них самих из уха до сих пор торчит хуй, который им самим вкрутили на эту тему в детстве. Попросту говоря, они сами в это свято верят. Но всё, к чему приводит такое цикличное умопомешательство: воспитание у выросших людей полного и тотального отвращения к учёбе.

А люди, между тем, по природе своей любят учиться. Посмотрите на тот бум, который переживает онлайн-образование: Coursera, Lynda, Eduson, Straighter Line, 2tor, Iversity, Khan, Udemy. Посмотрите, как популярен частный инфобизнес! Cколько раз вы сами банально залипали на Википедии? Люди любят познавать новое, даже вопреки тому, что система образования, планомерно год за годом выдавливает из них эту страсть.

Ну окей, скажете вы, так а какие есть альтернативы?
На первый взгляд, может показаться, что это вопрос из разряда "кто-если-не-путин?". Действительно, не Навального же в президенты (: Альтернатив вроде бы не видно, вот все и мирятся с неизбежным злом кровавого режима.
Но альтернативы есть, хоть их и действительно немного, и их нужно развивать.

Есть, например, различные спецшколы.
Хорошо, если вы рано поняли, чем одарен ваш ребенок. Тогда можно попробовать запихнуть его в учреждение, с глубоким изучением этого самого предмета. Там пиздеца будет чуть поменьше и ребенку будет чуть полегче. Проблема только в том, что школ таких очень немного и по сути, своим существованием они только поддерживают убогость over9000 школ обычных.

Сегодня, готовя пост, я прочитал о Школе Долины Садбери. Если вкратце, то жизнь этой школы основывается на предположении, высказанном Аристотелем 2000 лет назад, что "человеческие существа по своей природе любознательны". Это означает, что дети учатся благодаря своим естественным склонностям, делая то, что они хотят, весь день, каждый день. Почитайте, это любопытно.

Еще мне очень нравится концепция кибершколы, которую продвигает Фритц. Идея в том, чтобы учебный процесс напоминал MMORPG игру. То есть у каждого ребёнка есть свой уровень. Никакого деления по возрасту нет — только уровни. Когда семилетний ребёнок поднимается по обгрызенным ступенькам школы в первый раз — ему присваивают первый уровень. Чтобы получить второй уровень — надо набрать определённое количество «опыта», выполнив соответствующие квесты, которые берут у учителей. У выпускников будет уровень уже ближе к пятидесятому-шестидесятому.
В целом, идея клёвая, но уж очень утопичная, на мой взгляд.

Ближе всего, мне концепция домашнего обучения. Но опять же не в том ебанутом смысле, в котором все привыкли его воспринимать. Оно очень типично описано в книге «Похороните меня за плинтусом», которую я как раз недавно прочитал. Там бабушка держала ребёнка на домашнем обучении, потому что считала идиотом, и ей лень было его в эту самую школу водить. Так вот каждый день она звонила его однокласснице-отличнице, которая диктовала все задачки, которые решали в классе, чтобы потом паренёк мог под неусыпным бабушкиным контролем эти же задачки в том же порядке прорешивать дома.

Я, разумеется, говорю о другом.

Хочу, чтобы вы посмотрели видео ниже. Это выступление на TED (надеюсь, не нужно объяснять, что это такое) Логана ЛаПланта, 13-летнего американского подростка, которого в своё время забрали из традиционной школы на домашнее обучение.  Причем, Логану не просто дали возможность учиться на дому, ему дали возможность учиться по-другому, и в итоге получить то, что традиционное образование при всём желании дать ему не могло. О том, как это всё происходило и что из этого получилось, парень и рассказывает на видео. Это действительно интересные 10 минут, посмотрите.

К сожалению, беседу еще не опубликовали на официальном сайте, где обычно есть субтитры, поэтому, для не знающих английский, я подготовил собственный вольный перевод. Он в спойлере под видео. Но все равно, по возможности, постарайтесь воспринять видео. Посмотрите, насколько парень свободен в общении, в мышлении и вообще здоров и счастлив.




[Нажмите, чтобы прочитать текст перевода]


Когда вы ребёнок, вам постоянно задают один и тот же вопрос (и это реально надоедает): «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» [смешок в зале]

Взрослые готовы к ответу вроде «я хочу стать астронавтом» или «я хочу быть нейрохирургом»… ох уж эти взрослые и их воображение. [смех в зале]

Дети скорее склонны отвечать что-то вроде: «профессиональным скейтбордистом», «серфингистом» или «игроком в майнкрафт». Я спросил об этом своего младшего брата и тот ответил: «Чувак, мне десять. Я понятия не имею. Наверное, профессиональным лыжником или типа того. Пошли ударим по мороженному!» [смех в зале]

Понимаете, мы, дети, скорее всего ответим что-нибудь актуальное. Что-нибудь клёвое. То, в чем у нас уже есть какой-то опыт. И это что-то типично не то, что взрослые хотели бы услышать.

Но если спросить совсем маленького ребёнка, иногда можно получить самый лучший ответ. Простой, очевидный и невероятно глубокий:

[на экране появляется фото улыбающегося Логана на фоне гор]

«Когда я вырасту, я хочу быть счастливым!»

Лично я, когда вырасту, хочу продолжать быть счастливым. Таким, какой я сейчас.

Я в восторге от того, что я на TEDx. Ну прикиньте, я смотрел видео выступлений сколько себя помню. Но я никогда бы не подумал, что сам поднимусь на эту сцену, да еще и так скоро. Ну прикиньте, я же тинейджер. Как и большинство тинейджеров моего возраста, я провожу бОльшую часть своего времени размышляя о том, откуда сам по себе берется беспорядок в моей комнате [смех в зале], ходил ли я сегодня в душ [смех в зале], и (вот это самое трудное) как сделать так, чтоб меня любили девчонки [громкий смех в зале].

Нейрофизиологи говорят, что наш [подростковый] мозг очень странный. У нас недоразвита префронтальная доля, но вместе с тем у нас горадно больше нейронов, чем у взрослых. Вот почему мы бываем такими изобретательными! И еще импульсивными… И капризными… И [что-то неразборчивое, но очевидно забавное, потому что в зале смешок]…

Но вот что реально высаживает меня, так это то, что сегодня большинство детей только хотят быть счастливыми. Быть здоровыми. Быть благополучными. Чтобы их не задирали. И чтобы их любили за то, какие они есть. Поэтому мне кажется, что когда взрослые спрашивают «Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?», они типа как бы автоматически подразумевают, что ты автоматически станешь счастливым и здоровым. Так может быть дело не в этом? Иди в школу, иди в институт, найди работу, найди жену… бум! Тогда ты стал счастливым. Так что ли?

Мне, честно говоря, не кажется, что в школе сегодня учат тому, как быть здоровым и счастливым. Это для неё не приоритет. Это что-то, существующее отдельно от школ. А для некоторых детей… вообще не существующее.

А что, если мы не будем отделять это от  школы? Что, если мы положим в основу школьного обучения теории и практики, которые позволяют нам быть здоровыми и счастливыми? Потому что это то и есть. Практика! Простая банальная практика.

Образование важно. Но почему обучение тому, как стать счастливым и здоровым, не считается образованием? Я этого просто не понимаю.

Так вот, я изучал науку о том, как становиться здоровее и счастливее. В итоге, она сводится к тому, чтобы практиковать вот эти 8 вещей.

[появляется слайд]

  1. Упражнения

  2. Диета и питание

  3. Время на природе

  4. Общественный вклад и забота об окружающих

  5. Отношения

  6. Восстановительный отдых

  7. Релаксация и управление стрессом

  8. Религиозное и духовное развитие

… йессс, прочитал без запинки! [смех в зале]

Так вот, об этих восьми вещах мне рассказал доктор Раджеш Уолш. Он называет их «вещами, меняющими жизнь». Сокращенно — TLC.

Он ученый и изучает то, как сделать жизнь людей более здоровой и счастливой. И, в рамках одной из его лекций, у меня появился шанс задать ему вопрос. Я спросил: «как вы считаете, делает ли современная школа эти восемь TLC своим приоритетом». Его ответ не стал сюрпризом. Если совсем коротко, он сказал «нет».

Но! Он так же сказал, что многие люди все же пытаются получить подобное образование, но уже за рамками традиционной школьной жизни. Они читают. Они практикуют медитации и йогу. Но самым важным его ответом я считаю следующий. Он сказал, что большая часть образования, к лучшему или к худшему, ориентирована на то, чтобы научить зарабатывать на жизнь, а не жить [в оригинале: "make living, rather then making a life»].

[появляется слайд с фото и цитатой Сэра Кена Робинсона: «Если ты не готов ошибаться, тебе никогда не удастся придумать что-то оригинальное»]

В 2006 году Сэр Кен Робинсон произнес на TED речь, ставшую самой популярной за всю историю проекта. Она называлась «Школы убивают креативность». Его посыл был в том, что креативность важна в той же степени, что и грамотность. И мы должны относиться к ней с тем же трепетом.

Многие родители посмотрели то видео. Многих из них, как, например, моих, оно вдохновило и придало уверенности забрать своих детей из традиционных школ. Попробовать что-то другое. Недавно я осознал, что являюсь частью того малого, но быстрорастущего сообщества революционных детей, которые получают своё образование нетрадиционным способом. И знаете, что? Это очень многих людей выводит из себя.

Даже при том, что мне было всего девять, когда родители забрали меня из школы, я все равно помню, как много раз мама плакала после разговора с кем-нибудь из друзей, которые говорили ей, что она сошла с ума, и это всё очень безумная идея.

Оглядываясь назад, я благодарен ей за то, что она не сломалась под этим давлением. Уверен, это было непросто. Ведь, если более двух миллионов людей посмотрело речь Сэра Кена Робинсона… почему так мало детей вроде меня? [потому что у всех хуи в ушах — прим. пер.]

[появляется слайд с фото, где маленький Логан,его брат и Шейн Макконки держат лыжи и кривляются на камеру]

Шейн Макконки — мой герой. Раньше я любил его, потому что он лучший в мире горнолыжник. Но однажды я понял, за что я на самом деле его любил: он был хакером! Но не компьютерным хакером. Он хакнул катание на горных лыжах. Его креативность и изобретательность сделали горнолыжный спорт таким, каким мы его знаем сегодня. И заставили меня полюбить лыжи.

Многие люди думают о хакерах, как о компьютерных задротах и гиках, которые живут в подвале дома своих родителей и занимаются тем, что пишут вирусы. Но… я думаю по-другому.

Хакеры — это инноваторы. Хакеры — это люди, которые бросают вызов системам и меняют их так, что ситстемы становятся другими, становятся лучше. Это просто то, как они Думают. Образ мышления. Склад ума.

Я расту в мире, которому нужно всё больше людей со складом ума хакера. И я сейчас не только о технологиях говорю. Всё можно хакнуть, даже лыжи! Даже образование. Так что, будь это Стив Джобс, Марк Цукерберг или Шейн Макконки — именно склад ума хакера позволил им изменить мир.

Здоровье, счастье, творчество и хакерское мышление — всё это огромная часть моего образования. Я называю это «Хакскуллингом».

[появляется слайд, на котором ромашка, в центре написано «Хакскуллинг», а на четырёх лепестках: «Счастье и здоровье», «Творчество и склад ума хакера», «Опытные классы и кэмпинг», «Технологии и онлайн ресурсы»]

Я не использую какой-то один конкретный учебный план. Я не практикую какой-то один конкретный подход. Я хакаю своё образование! Я использую преимущества собственного окружения, сообществ, семьи и друзей. Я использую возможности испытывать на практике то, что изучаю. И я не боюсь срезать углы или пропускать что-то, чтобы получить лучшие и более быстрые результаты.

Этот подход похож на ремикс или мешап образования. Он гибок, открыт для возможностей и никогда не упускает из виду главные приоритеты: здоровье, счастье и творчество.

И вот что самое клёвое: это склад ума, а не система. Хакскуллинг может использовать кто угодно. Даже традиционные школы.

Итак, как выглядит моя школа?
Ну, большую часть времени она похожа на «Старбакс»

[появляется слайд с фото Логана, сидящего с чашкой кофе в наушниках за ноутбуком и стопкой распечаток. в зале негромкий смех]

Как и многие дети я изучаю много математики, наук, истории и письма.

Раньше я не любил писать, потому что учителя задавали мне сочинения о бабочках и радугах. А я хотел писать о лыжах.

Это стало большим облегчением для хорошей подруги моей мамы, для которой я стал вести [тематический блог?], позволивший мне писать о своих интересах и связаться с другими выдающимися спикерами в данной тематике. И это зажгло во мне интерес к письму.

Я осознал, что как только ты становишься мотивированным на что-то, то сразу получаешь способность сделать очень многое за очень короткий промежуток времени. Причем, самостоятельно. Старбакс для этого весьма подходит.

Хакать физику было весело.

Мы изучали Ньютона и Галлилея и испытывали разные базовые концепции физики, такие как, например, кинетическая энергия, через эксперименты и ошибки.

[появляется фото с колыбелью Ньютона]

Моей любимой была огромная колыбель Ньютона, которую мы сделали из огромных шаров для бойлинга… ой, простите, шаров для баче.

Мы экспериментировали так же с кучей других штук. Такими как шары для боулинга и [огромной открывашкой?].

Проект по изучению роупинга тоже был офигенным. И… полным стресса.

[появляется слайд с Логаном, балансирующим на веревочных платформах между деревьями]

Когда вы балансируете в двадцати метрах над землёй, вам приходится учиться держать себя в руках, очень ясно коммуницировать и доверять друг другу.

[появляется слайд с фото Логана и других детей в горном домике]

Сообщества и организации играют большую роль в моём образовании.

На программе «Хайфай Бэйсикс Фаундейшн» нас учили сохранять спокойствие и ясность мысли в критических ситуациях. Мы провели день с патрулём спасателей в горах, чтобы больше узнать о безопасности в горах. А на следующий день мы изучали природу снега, погоды и лавин. Но важнее всего то, что мы поняли, как плохие решения подвергают риску нас и тех, кто рядом.

Теперь давайте расскажу о том, как мы оживляли историю.

[появляется слайд с фото Логаном, стоящим на сцене в строгом костюме и еще одного парня в раста шапочке]

Мы с братом брали различных исторических персонажей, изучали их жизнь в мельчайших деталях, а потом выходили на сцену, чтобы отвечать на любые вопросы об их жизни.

На этом фото вы видите Аль Капоне и Боба Марли, которые стоят на сцене и отвечают на вопросы о своей жизни на сцене [Оперного Театра?] Вирджинии. На той же сцене, где в сове время впервые выступал со своими трюками Гарри Гудини.

Время и природа очень важны для меня. Мне важно временами находиться в мире, покое и полностью выключаться из реальности. Для этого я провожу один день в неделю целиком на природе. На наших уроках [бойскаутов?] мы учимся выживать в дикой природе с одним только ножом. Мы учимся слушать природу. Мы учимся чувствовать окружение. И… я получил с природой духовную связь, о существовании которой раньше даже и не догадывался.

[слайд, где кто-то разжигает костёр]

Но, конечно, веселее всего было делать копья, стрелы, учиться разводить огонь без спичек и сооружать из веток укрытия на ночь.

[появляется слайд с фото магазина горнолыжного оборудования]

Я много тусовался в магазине «Хэнгмен Фактори», где ребята вручную изготавливают и продают лыжи, горнолыжную одежду и другие вещи, и это вдохновило меня на то, чтобы в будущем начать собственный бизнес. Ребята из магазина на деле показали мне, почему важно разбираться в математике, быть изобретательным и хорошо шить.

[появляется слайд с фото Логана, шьющего кепку]

Так что я пошел и устроился стажером на [крупный производитель горнолыжной одежды], чтобы научиться лучше шить и разобраться в дизайне одежды. Там, между побегушками за ланчами, отмыванием туалетов и вознёй с пылесосом, у меня была возможность принять участие в разработке дизайна кепок, их кастомизации и продаже. Люди, работающие там, счастливы, здоровы и креативны и им нравится делать то, что они делают. На данный момент, это мой любимый класс.

[появляется слайд с фото девственной заснеженной горной вершины]

Вооот. Это вот то, где я по-настоящему счастлив. Это для меня рай. Но это еще и хорошая метафора для моей жизни. Для моего образования. Моего хакскуллинга.

Если люди будут кататься на лыжах с этой горы так, как принято у нас в традиционном образовании, все будут спускаться по одной линии. Скорее всего, самой безопасной. Да еще и так, чтобы всегда оставаться на виду.

А я смотрю на это и вижу тысячу возможностей. Срезать углы, прыгать с выступов, петлять между деревьев. Для меня, горные лыжи олицетворяют свободу. Как и моё образование. Это все о том, чтобы быть изобретательным, делать вещи по-другому. Это о сообществе и о том, как друг другу помогать. Это о том, как быть здоровым и счастливым среди моих лучших друзей.

Так что, я кажется начинаю понимать, что я буду делать, когда вырасту. Но если вы спросите меня, кем я хочу быть, когда вырасту… я всегда отвечу, что хочу быть счастливым.

Спасибо.

[появляется слайд с фото, где Логан прыгает на лыжах с высокого горного выступа, все апплодируют]




Зачем я всё это написал? Почему убил два часа на перевод десятиминутной речи какого-то подростка? К чему я клоню?

К тому, что родители Логана ЛаПланта дали себе усилие подойти ответственно к образованию сына. И он, очевидно, растёт здоровым и счастливым. Хотя миллионы других родители в абсолютно таком же положении считают достаточным ответственно подойти максимум к выбору школы (чтоб поближе к дому и чтоб поменьше чёрных).

У меня пока нет детей (у меня пока нихуя нет), но мне кажется, что воспитание — это процесс постоянного приложения усилий. А школа является всего лишь способом скинуть с себя этот труд на кучку старпёров.
Так что хуй я когда отведу своего будущего сына в СОШ № 7898564. Через мой, блять, труп.

promo ykhats april 22, 2011 11:11 5
Buy for 100 tokens
Уезжал в первых числах апреля из Москвы в Варшаву поездом. Состав "Полонеза" на половину состоит из российских вагонов и наполовину из польских (позже в пути еще прицепляют белорусские вагоны, но не в этом суть) В начале апреля снег в Москве во всю тает и превращается в лужи и дерьмо.…

  • 1
Капец! Твоё дитя будет учиться дома по какой-то охуенной системе и в результате пошлёт всё нафиг в подростковом возрасте
никаких ужасов у меня в школе не было. Все были адекватные люди. Но и особой любви я к школе не питаю

я читала перевод. Если у тебя будет много денег и ты свалишь из России - а ты к этому идёшь, я вижу - тогда ты своё дитя так вырастишь. К худу ли, к добру ли - хз.
Детям свойственно бунтовать против системы воспитания родителей.

Я прочитала и посмотрела. Наш мир - это система, устойчивая. Чтобы получить традиционное высшее образование, нужно иметь какой-то аттестат о традиционном среднем образовании. Ребенок, который учился как описано выше, имеет знания и он счастлив. Но карьеры (в консервативном смысле этого слова) без первого, а затем второго диплома он не сделает. Да, Стив Джобс и Марк Цукерберг могли обойтись и без этого, они "хакеры", да. Но каждый быть таковым не может. Поэтому бессмысленно что-то такое пропагандировать и делать массовым. Исключительные люди итак это понимают и бросают к черту свои экономические факультеты. А вся остальная человеческая масса (чтобы никому обидно не было, я тоже в ее числе) - она для того и существует, чтобы уникальные люди на ее фоне были успешными.
Или ты считаешь, что из любого человека можно сделать уникальную личность?

Я считаю, что любой человек уже уникальная личность.

Чтобы один человек жил хорошо, пара сотен других людей будут жить для того, чтобы его обслуживать. Ну пропорции от фонаря. Так что и СОШ № 7898564 тоже пригодится.

Знаешь, во времена колониальных завоеваний в обществе преобладало мнение, что при торговле всегда есть победитель и проигравший. То есть, если один купец, продвал мешок риса другому, то каждый из них потом считал, что наебал другого. Первый — потому что он этот мешок риса купил в Китае в 100 раз дешевле. А второй — потому что этот же мешок риса можно было бы разделить на миски и продать дороже (чем второй и собирался заняться).

Значительно позже экономисты ввели понятие добавленной стоимости и объяснили, почему сделки обычно стремятся быть выгодны всем.

Ян, делай скидку на мой моск и на то, что я уже два месяца только сплю и ем и думать разучилась. Короче, связи не уловила:-(

Я к тому, что твои представления, хоть они и не выглядят ошибочными, все же могут быть не совсем верны.

Кто, например, обслуживает твоё существование?
Или, может быть, ты обслуживаешь чьё-то?

Меня - гардеробщица из Узбекистана в ресторане. Вот кто ее заменит, если все будут жить по призванию, будут здоровыми и счастливыми?
Я тоже обслуживаю, не без этого...
Кстати, почти не по теме: производство постепенно будет становиться все более роботизированым. И каким образом смогут зарабатывать деньги миллиарды и миллиарды населения? Все же лыжниками быть не смогут.

Сама пуховик на вешалку не прицепишь, не? ((:

А по поводу роботов... Я был в Варшаве на металлургического заводе. Во времена советского влияния на нем работало три тысячи человек. Потом, в начале девяностых, завод купил крупный международный концерн, который стал постепенно преобразовывать производство (в том числе роботизировать).

Так вот в 2009 завод производил в 4 раза больше металла, чем в девяностых. А работников на нем осталось 200 человек. И те, по большей части в логистике.

И ничего. Почему-то я не увидел на улице эти тысячи голодных и несчастных, лишенных работы людей. Руководство все сделало плавно и в течении пары десятков лет, позволив людям постепенно уйти на пенсию или в другие отрасли.

Подобную историю нам рассказали на заводе пива "Крушовице" в Чехии. Там на производстве единовреиенно работает только один человек.

Так что, как видишь, люди ко всему приспособились. Перетекла в другие области и все.

Я уже молчу про луддитов, которые точно так же паниковали в начале ХХ века и ломали ткацкие станки.

(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
(Удалённый комментарий)
Да, я тоже видела этого мальчика. Это удачный пример. Но...
Ты же смотрел "рожденные в СССР", помнишь там девочку на домашнем обучении и что с ней стало?
Могу также привести в пример сына своей троюродной сестры. Видимо, чуть позже, т.к. лайфхак по усыплению Ани только что сработал, а мне еще по работе надо кое-что поделать успеть. К чему я веду. Школа - это ни в коем случае не инструмент по развитию личности и бла-бла. Школа - это, в первую очередь, инструмент по стандартизации интеллекта, поведенческих норм и уровня знаний среднестатистического гражданина любого государства. В этом плане меня веселит Фритц, который одновременно ругает школы и готов оголить жопу в борьбе за дело Путина, в то время, как наши нынешние школы такие потому что другими в этом государстве не могут и не должны быть.

В этом определении важны все слова. Особенно "среднестатистический". Дело в том, что средний ребенок со средними же родителями на домашнем обучении будет учиться из рук вон плохо. Жуткие комбинации - одаренный ребенок + амбициозный авторитарный родитель. Или даже средний ребенок + авторитарный родитель. В общем, выхлоп непредсказуем и далеко не так радужен, как в этом видео. Совсем нет.

В общем, парню из примера повезло, в первую очередь, с родителями. Очень повезло. Скажу больше, даже если бы он ходил в школу, его жизнь была бы гораздо интереснее, чем жизнь среднего ребенка. Тут дело не в школе, а в маме. И папе, который достаточно мудр, чтобы не наложить вето.

В России же есть еще фактор того, что любой здоровый ребенок мужеского пола рано или поздно упрется головой в армию, что некоторым образом тоже загоняет его в русло официального образования.

Ну и следующий вопрос - понимаешь ли ты, сколько от родителей требуется времени, сил и энергии, чтобы организовать такое? Учитывая то, что половина опций, про которые рассказывает парень из видео, пока в России недоступны.

Ну и, наконец, есть и хорошие школы.

Я на катал тебе большой ответ, но всё тлен (:
По сути ты права, а мелочи не настолько существенны, чтобы о них спорить.

Кто, если не Путин или еще раз о блядских школах

Пользователь lunenok сослался на вашу запись в своей записи «Кто, если не Путин или еще раз о блядских школах» в контексте: [...] Оригинал взят у в Кто, если не Путин или еще раз о блядских школах [...]

  • 1